Эта история началась в далеком 1989-ом году — одновременно с выходом в свет манги Сиро Масамуне «Призрак в доспехах», благодаря которой мир познакомился с майором Мотоко Кусанаги и её коллегами сотрудниками 9-го отдела общественной безопасности. Фильм не является точной экранизацией манги, из нее были позаимствованы некоторые сцены и идеи, которые режиссер Мамору Осии воплотил на экране в виде анимационного фильма.

Как гласит история, в Японии фильм, вышедший в прокат в 1995-ом году, не произвел особого впечатления на зрителей, поэтому ныне лишь узкий круг посвященных знает, что на языке оригинала фильм называется «攻殻機動隊» (Kokaku kidotai). В отличие от японцев, этот фильм очень понравился американским зрителям, поэтому в настоящее время более популярно название фильма «Ghost in the Shell» или «Призрак в доспехах». Название, надо сказать, не очень удачное, поскольку именно оно стало причиной того, что я впервые этот фильм посмотрела только спустя два года после того, как он попался мне в руки.

«Призрак в доспехах». Первое, что пришло мне на ум при виде данного названия, что это какое-нибудь мистическое фэнтази в стиле «Всадника без головы».  Если бы я знала, что истинное название имеет перевод совсем другой (японского я пока не знаю, но в названии присутствует упоминание оперативной полицейской группы), может быть, посмотрела бы раньше. А может быть, и нет, но суть не в этом. Никакое это не фэнтази. Прежде всего это киберпанк. Хотя что такое киберпанк тоже очень интересный вопрос. Как гласит Википедия, киберпанк это «поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах». Что касается первой части высказывания, с этим в фильме всё в порядке: действие происходит в Японии в 2029-ом году, научно-технический прогресс развился до возможности синтеза живых организмов с кибернетическими машинами, имеется массовое применение различного рода имплантов, кибермозгов, микромашин и клонирования. Т.е. мы имеем самый настоящий мир Будущего. Что касается второй части высказывания, то вот этого как раз в аниме как будто бы и не хватает. Впрочем, оно и не удивительно, поскольку 9-ый отдел в силу своего общественного положения (начальник всё-таки напрямую подчиняется самому премьер-министру) занят раскрытием преступлений, в которых иногда фигурируют представители высшей политической элиты.

Мне сложно рассуждать о фильме Мамору Осии, не оглядываясь на мангу и на многочисленные продолжения/приквелы. Этот фильм является частью огромной Вселенной «GitS», в которую если погрузился, то вряд ли уже выберешься (да и стоит ли это делать? ^_^). Слишком уж переплелись истории, слишком разветвленная она получилась и слишком много я узнала о героях из различных появившихся продолжений.

Если говорить только об этом фильме, то прежде всего мы имеем очень красивую графику: прорисовка персонажей, фоны, изображения деталей, сохранение пропорций тела. По сравнению с мангой, фильм вышел очень красивым. Мотоко, в отличие от своего прообраза «девушки-пацанки», в этом фильме очень женственна и симпатична, Бато и Тогуса нарисованы с привлекательными чертами лица, Арамаки временами совсем не похож на обезьяну, Город и Дождь нарисованы столь атмосферно, что невозможно оторвать взгляд от картинки, особенно в сочетании с практически божественной музыкой Кендзи Кавая и Ёко Канно. Музыка здесь — это отдельная тема для разговора, ибо музыку к этому аниме писали очень талантливые композиторы, о которых я только что упомянула выше. Музыка создает атмосферу и ведет нас через аниме вместе с героями к решению их проблем и осознанию их себя как живых сущностей, хоть и наделенных кибернетическими усовершенствованиями. Именно музыка добавляет аниме «киберпанковости».

И в то же время этот фильм можно и не понять с первого раза. С первого взгляда слишком бросаются в глаза обнажённые тела киборгов, так похожие на человеческие, вывороченная расчлененка и порой не очень понятные философские отступления героев. Пока 9-ый отдел бегает за мифическим Кукольником (в разных переводах Кукловодом) и выясняет, что же это за таинственный проект такой 2501, в их мире уже существует нечто, что рано или поздно приведет к глобальному преобразованию всей имеющийся на тот момент социальной системы. Очертания Будущего всегда размыты, и нет ничего более бессмысленного, чем вглядываться в Неизвестность, однако теоретически возможно просчитать имеющуюся на «сегодняшний» момент ситуацию в обществе, чтобы узреть закономерности и попытаться предугадать пути развития. Способны на это единицы, еще меньше людей способны предчувствовать грядущие изменения интуитивно. Да и в теоретических расчетах гораздо легче ошибиться, нежели сделать правильный вывод, время всё равно всех рассудит.

Этот фильм хорошо смотреть после сериала, когда уже известна история становления 9-го отдела и его сотрудников. Когда ты уже яснее представляешь себе, почему Бато иногда так смотрит на Мотоко. Или почему Мотоко вдруг так заинтересовалась историей с Кукольником. Этот фильм больше сам задает вопросы, нежели отвечает на имеющиеся у зрителя. Он заставляет наслаждаться убожеством мокрого города и несовершенством кибернетических людей. Восхищает неженской смелостью и логичностью Мотоко, звериной мужественностью Бато, человечностью Тогусы, политической хитростью Арамаки. Заставляет сочувствовать искусственному разуму, вдруг осознавшему себя живым существом и заставляющим задумываться об определении «человека» уже не только как биологического вида, не только способного к физическому воспроизводству, но также способному и к воспроизводству информационному, поскольку передача генетический информации всё-таки зачем-то нужна нашей Вселенной.

Когда мы говорим «аниме», то о том, что это мультфильмы для детей, думаем в последнюю очередь. Прежде всего это такие фильмы, как «GitS». И не только из-за обнаженных тел, сцен насилия и политических интриг. Для меня этот фильм прежде всего потрясающая история любви.

Но чтобы прочувствовать этот момент, нужно всё-таки иметь некоторый опыт в осознании этого чувства. Не смотря на фантастический антураж, этот фильм наполнен реальными, живыми эмоциями, присущими обыкновенным живым людям. Порой мне кажется, что только японцы способны столь тонко передать ощущение неосознаваемого — показать эмоции, присутствие которых, казалось бы, еще не осознают сами герои, но они уже есть, они уже очевидны зрителям. Это очень тонкое искусство. И авторам этого фильма хватило таланта (может быть, даже гениальности) создать столь неоднозначное аниме, в котором за нарочито агрессивным скрыто тонкое и хрупкое. Можно, конечно, долго рассуждать, что такое любовь, однако отмечу немаловажный для меня факт. Именно этот фильм лично для меня открыл принципиально новую грань человеческих взаимоотношений, доселе мной как-то не осознаваемую: способность любить не ради продолжения рода. То есть раньше я об этом как-то не задумывалась. Предпочитая считать любовь биохимической реакций в ответ на внешние и внутренние раздражители, не думала о любви как о чем-то жизнеутверждающем и заставляющем жить «вопреки» (чему бы то ни было). Это очень важный момент. Именно здесь проходит грань между человеком и животным, хотя некоторые могут утверждать, что животные способны любить. Но животные не способны любить так, чтобы не воспроизводить потомство. Животные живут ради потомства. Человек способен жить ради того, кто рядом... или, напротив, совсем не рядом, а где-то даже далеко, но он есть — этот другой человек. Не важно, обладает ли он полноценным человеческим телом или нет. Есть ли у него тело вообще или он существует лишь в качестве информационной составляющей, способной кочевать из одной оболочки в другую. Если интересуют все эти вопросы, то в таком случае после фильма следует ознакомиться и с продолжениями и, в частности, с сериалом, в котором каждой отдельной проблеме посвящена отдельная серия. Сериал — это несколько довольно интересных зарисовок на киберпанковые, если можно так выразиться, темы, в фильме если и поднимаемые, то довольно вскользь. Есть, правда, сторонники мнения, что сериал и фильмы Осии — совершенно разные вещи, однако я лично считаю, что сериал и фильмы, не смотря на различия в стилистике, всё-таки являются уместным дополнением друг друга. Тот дух, что ощущается в фильмах, присутствует и в сериале, хотя стиль изображения несколько разнится.

Аниме, подобных «GitS», прямо скажем, мало. Поэтому мне бы даже не хотелось рассуждать о жанре этого фильма, поскольку жанр у него один: «GitS». Фильм можно пересматривать по нескольку раз. В любом случае он уже пережил свое время. Такие произведения создаются исключительно по велению души. Смотреть его тоже надо по велению души. Может быть, японской аудитории этот фильм не понравился, но не стоит забывать, что японская аудитория полюбила такие сериалы, как Блич, Наруто и Покемоны. Этот фильм не для массового зрителя (как вы понимаете, само понятие «массовый зритель» космополитично), но для тех, кого волнует Завтра, кто интересуется передовыми технологиями и кто уже устал от несовершенства биологических оболочек. Этот фильм заслуживает звания шедевра.

Таэма Дрейден, 3 февраля 2008 г.

_____________________________________

 

Обсудить аниме на форуме

Главная страница

Рецензии на аниме и кинофильмы

_____________________________________________

 

© Кинокритик.народ.ру, 2001-2009

 

Hosted by uCoz