Hotori - Tada Saiwai wo Koinegau

Что есть личность сама по себе?... Где начинается и где заканчивается то, что мы обычно называем личностью?... Является ли «Я» неотделимой частью биологического организма?... Всё это вопросы, на которые мы пока так и не можем дать четкого ответа. Однако это не повод не задаваться этими вопросами. Рассуждения могут завести в тупик, но могут и чуть-чуть приблизить к пониманию сути проблемы. Любой мало-мальски разумный человек рано или поздно задается подобными вопросами. Кто-то просто подумает об этом, придёт или не придет к какому-нибудь выводу, возможно, что-то для себя поймёт, возможно, нет, а кто-то попытается изобразить свои размышления в виде аниме. Например, в виде такого, как «Хотори – только счастья желаю».

Это не первая увиденная мною история про искусственные интеллекты. И хотя технологию копирования личности в данном аниме я так и не поняла, но, насколько могу судить, для понимания сюжета эта технология не так уж и важна. Важно другое. Важно то, что эта технология позволяет несчастным родителям, потерявшим ребенка, обрести взамен него копию с точно такой же личностью...

И вот тут встает вопрос: с точно ли с такой же?... Мне лично кажется, что вряд ли это будет так... Вот и в аниме нам это показывают.

Давайте зададимся вопросом: как происходит интеллектуально-личностная эволюция каждого отдельного индивидуума? Ответ достаточно очевиден. Ребенок с малых лет воспринимает огромные количества информации – от зрительной до слуховой. У нас есть пять чувств, благодаря которым каждый день, кирпичик за кирпичиком строится крепкий дом нашей уникальной, неповторимой личности. И мы получаем информацию каждый день различной степени сложности, иногда повторяющуюся, иногда нет, и вся она поступает фактически по пяти входящим каналам. Это очень большой объем информации. Поэтому в нашей истории маленький мальчик-робот (чуднОе словосочетание, но таков наш главный герой), которому предстояло заменить несчастным родителям погибшего ребенка, каждый день получал порцию «не своих» воспоминаний. И тем не менее, он почему-то вдруг начал «жить» (слово, конечно, для робота весьма условное) своей собственной жизнью. Он – вдруг, почему-то – не отзывается на имя того, чьей копией ему предстоит стать. А все потому, что он – не копия, он – сам по себе. И несчастные родители, решившиеся на отчаянный поступок копирования погибшей личности, еще не знают, что история оборачивается в их пользу. И здесь мне хотелось бы отметить ещё один немаловажный вопрос: зачем нужно это самое копирование личности и нужно ли оно вообще?...

Вот интересно: ребенок-робот обладает искусственными мышцами и кровью, он может есть… А будет ли он расти? Если да, то это еще куда ни шло, хотя, если честно, это какая-то уж фантастическая фантастика (уж простите за тавтологию). Ну а если нет?... Если нет, то это ужасно. Представьте себе: годы идут, родители стареют, а ребенку по-прежнему пять лет (или сколько там), и он всё такой же маленький, и всё продолжает как бы находиться уже не в школе, а дома, но фактически в том же классе... Да и учиться ему особо не надо, ведь наверняка у него есть что-нибудь вроде дисковода или какие-нибудь дополнительные порты, через которые можно загрузить сколь угодное количество информации. Во что превратится жизнь этого маленького существа? Друзья будут вырастать, обзаводиться собственными семьями, детьми, даже внуками... А он, лишенный личной жизни, так и будет навеки оставаться игрушкой стареющих родителей, живущих воспоминаниями о погибшем ребенке... И вот уже этот мальчик-робот не представляет из себя никакого утешения, а служит лишь напоминанием о том самом ужасном дне, когда родители потеряли своего сына... Много ли счастья принесут эти воспоминания?... Много ли счастья принесут эти воспоминания самому мальчику-роботу, обладающему не только копией погибшей личности, но и собственными чувствами, эмоциями, какими-то своими тайными мыслями и желаниями, присущими любому разумному существу?... Ведь по идее, все «не его» воспоминания будут только до момента гибели настоящего сына этих родителей, а потом у него начнут накапливаться собственные, и их будет не меньше, а даже больше, и постепенно воспоминания о далеком настоящем «детстве» станут все меньше и меньше заметнее в океане новых сведений... То есть такой робот в любом случае никогда не будет той самой желанной копией.

Поэтому я думаю, что очень даже хорошо, что искусственный интеллект маленького робота начал развиваться по собственному сценарию. Ведь каждое разумное существо уникально и неповторимо – не важно, искусственно ли оно создано или естественным путём... В любом случае, в этом я вижу счастливый исход. Хотя подобная модель поведения изначально не была предусмотрена создателями этого робота.

Лично мне претит мысль восстанавливать погибших людей. Как правило, в таких случаях речь идёт о клонировании; на худой конец, оживление умерших (тот ещё бред). В этом же аниме мы видим своего рода уникальное решение проблемы: скопировать личность (нечто подобное мы могли видеть в фильме «Шестой день» с железным Арни в главной роли, но там были живые клоны с копией воспоминаний). У несчастных родителей из «Хотори», горюющих по погибшему ребенку и не имеющих возможность родить второго, была альтернатива и попроще, а в чем-то даже гуманнее: они могли бы усыновить какого-нибудь сироту. Учитывая, что они согласились на робота, который отзывался на своё собственное имя, а не на имя их сына, могли бы усыновить и настоящего мальчика, что в свою очередь вышло бы для них большим благом, да еще и внуков успели бы понянчить (ох уж эта извечная проблема преемственности поколений, но именно в этом и суть всей жизни – выполняя свою биологическую роль, дать возможность выполнить ее следующему поколению). Не дай бох оказаться в такой ситуации, но ребенок-робот (пусть даже в теории) – это НЕ решение проблемы. Это же очевидно. Да и сирот всё равно лучше распределять по настоящим семьям, которые смогут подарить брошенным детям настоящую, искреннюю любовь и воспитать их полноценными и здоровыми людьми.

Мне вот что интересно: Япония – страна победившего буддизма. Конечно, там есть свои нюансы в религии, но всё-таки в буддизме принцип смирения с происходящим в личной жизни и во всей Вселенной – один из основных. Если что случилось, значит, такова Судьба. И даже всякая смерть всегда приходит вовремя, ибо это тоже Судьба. Вот таковы эти буддийские догматы. Возможно, если бы авторы аниме оставили героев сериала именно приверженцами буддийской религии, этой истории и не было бы в принципе. Но недаром в конце у нас есть сцена в католической церкви. Католики вообще народ своеобразный, религия у них наиболее материалистична (как ни странно это звучит), да и смиряться с происходящим они как-то не особо привыкли (если оглянуться на мировую историю). Но не будем особо придираться к религиозной стороне вопроса, посмотрим на сюжет аниме в целом.

Жизнь и смерть – не две грани, а два состояния. И второе является логичным продолжением первого, и первое является следствием второго. Так заведено. Так всегда бывает. Сначала одно, потом другое. Никто не знает, сколько кому отведено, человечество ориентируется на среднюю продолжительность жизни, уповая попасть в число счастливчиков, которым удалось дожить до верхней границы возрастного диапазона. Смерть, как правило, наступает раньше, чем хотелось бы. Иногда слишком раньше, и вот тогда это особенно печально, а уж если речь заходит о гибели детей, то тут уже и говорить ничего не хочется, всё и так ясно. В нашем с вами мире все детерминировано, и если случилось неизбежное, мы можем только одно: смириться.

В данном аниме ситуация иная: в этом мире существует возможность получить копию личности. Вот если бы история заканчивалась только на том, что любого человека можно скопировать, а потом счастливо забыть о смерти оригинала, то это было бы слишком примитивно. Авторы аниме, к счастью, пошли дальше. Нам показывают два возможных варианта: можно согласиться использовать эту возможность или можно ею не воспользоваться. При этом авторы не показывают нам, какой вариант правильный, т.е. они оставляют вопрос открытым. И это хорошо. Потому что тут есть над чем подумать. При этом авторы как бы нарочно показывают нам и то, что копирование личности на самом деле невозможно. Максимально возможное приближение, подобие, но не копия. Копии – это удел неодушевлённых предметов, но как скопировать душу?...Как скопировать то, о чем нет ясного и четкого представления?... Этого никто не знает. И, надеюсь, этого не узнают никогда.

Всё вышесказанное касалось одной половинки истории. Но рассказ мой будет не полным, если я не упомяну про историю маленькой девочки.

Хотори – это ее имя – маленькое кавайное существо, обречённое на забвение всего и вся. Она не может не вызывать жалости – без слёз на неё не взглянешь. Пытаясь смириться с происходящем, она ищет для себя пути выхода, чтобы ей было хоть за что-то зацепиться в этой жизни. Авторы, постепенно раскрывая хрупкий образ девчушки, в конце позволяют нам отчасти облегчённо вздохнуть, ведь всё могло кончиться еще более печально. (хотя, куда уж печальнее?). Да и потом, финал истории – мнимое облегчение. Что там произошло, говорить не буду, но замечу только, что для меня исход событий оказался довольно неожиданным. Интересно, что эта девочка является полной противоположностью мальчика-робота. И тем трогательнее наблюдать за их дружбой.

Утрата детей... что может быть страшнее для родителей? Поэтому, обсуждая данную тему, трудно отказаться от субъективности, ведь это всё-таки дети... Маленькие, беззащитные, которых надо любить и беречь... И никогда не оставлять без внимания... Хотя не всегда это и спасает...

Ощущения от просмотра аниме оставляет странное. Не могу сказать, понравилось оно мне или нет, однако оно явно не оставило меня равнодушной. Предлагаемая нам история на самом деле сложнее, чем кажется, хотя, может быть, в этом её определенный минус – аниме кому-то может показаться сложным для восприятия. К тому же, трудно будет оценить это аниме, не имея каких-либо собственных мыслей насчёт правомочности возможности копирования личности. Я воспринимаю это аниме как попытку дать ответ на риторические вопросы. Правда, в конце каждого такого ответа всё равно хочется поставить японское восклицание «Нэ?».

Мне кажется, что авторов больше заботило именно смысловое содержание картины, поэтому здесь не такая уж и привлекательная графика, да и музыкальное сопровождение на третий день после просмотра уже не вспомнишь. Рекомендовать это аниме любителям развлекательного жанра я бы не стала, но вот поклонникам киберпанка (хотя это и не киберпанк) и историй про AI посмотреть стоит. И не только для коллекции – возможно, здесь вы увидите для себя кое-что новое, или получите новую пищу для размышлений.

Таэма Дрейден, 8 сентября 2007 г.

 

_______________________________________________________

Рецензия натолкнула на дискуссию? Реализуйте свою потребность на форуме.

 

Можете почитать другие наши рецензии на аниме или кинофильмы

 

Статья написана на основе моего собственного комментария к этому аниме на world-art'е.

Кстати, там же вы можете узнать все интересующие вас подробности.

 _______________________________________________________

 

© Кинокритик.народ.ру, 2001-2009

 

Hosted by uCoz