TEXHNOLYZE

Град обреченных

В любом жанре всегда существуют исключения, которые одним своим существованием раздвигают границы своего жанра, являя миру новое, неповторимое и по сути уникальное произведение. Возьмем, к примеру, фантастику. Жанр, казалось бы, весьма детерминированный, в котором всегда присутствует набор обязательных элементов, который так или иначе идентифицирует любое фантастическое произведение именно как фантастику, а не драму, повседневностью или комедию. Нет, конечно, бывает смешение элементов, и это нормально, но как бы там ни было, один какой-нибудь жанр непременно должен доминировать. Должен ли?..

Разбирая классиков мировой фантастики, мы так или иначе столкнемся с романами братьев Стругацких, которые являются больше, чем фантастикой - это произведения, расширяющие границы сознания и уводящие читателя в такие мыслимые и немыслимые дебри фантазий, мечтаний и рассуждений, что обычной фантастикой эти произведения уже не назовешь. И, подобному тому, как романы Стругацких трудно причислить к какому-либо конкретному жанру, именно так трудно определим жанр аниме «Технолайз» - это фантастическая альтернативная реальность невозможного (хотелось бы на это надеяться) будущего.

Сериал содержит 22 эпизода, которые могут либо понравиться с первой серии, либо так же с первой серии будут раздражать до самого конца. Однако сразу оговорюсь, что если уж решились посмотреть этот сериал, не лишним будет просмотреть его раза два как минимум. Говорят, от ненависти до любви - один шаг. Я не знаю, как в мире людей, но с этим сериалом лично у меня получилось именно так, как сказано в поговорке. Первый раз я его не смотрела, а просто мучила. Мучила скорее всего потому, что он мне «попался не в то время и не в том месте». Просмотрев и забыв, как кошмарный сон, я пересмотрела этот сериал спустя год. Спустя год я поняла, насколько я ошиблась в этом произведении. Мало того, что его надо смотреть очень внимательно, его желательно пересмотреть, потому что зная, чем всё закончится, на некоторые эпизоды начинаешь смотреть совершенно иными глазами.

Но это всё, конечно, лирика. Вернемся к самому сериалу.

С главным героем Ичисе мы знакомимся буквально с первых кадров, но вскоре он не производит впечатление ни героя, ни тем более главного. Главным персонажем здесь будет, пожалуй, сам город Люкс - подземный город, куда ссылали всех неугодных и преступников из Верхнего Мира. Из мира, в котором пытались, насколько я поняла, построить Идеальное Будущее...

Раскрывать все сюжетные линии мне не хочется, ибо история интересна своим развитием. Наблюдая этот фильм, погружаешься в атмосферу депрессивной безысходности бессмысленного существования. Сам город, казалось бы, вопиет к искусственному небу, который по команде то включают, то выключают машины. Город вынужден жить по своим законам. Вернее, это даже не законы - это так называемые «понятия». Вместо власти - Орган, во главе которого стоит Каэго Ониси, личность сильная и выдающаяся. Орган настоящая мафия, но она столь четко организована и структурирована, что основная ее задача сводится к поддержанию последних остатков порядка в городе, который не знает иных законов существования, кроме как законов диких улиц. Население этого города пытается вести обычную жизнь, какую вели когда-то на поверхности их предки, но слишком тяжело искусственное небо, слишком невыносима атмосфера города, обреченного на вечное умирание. Молодежь, чтобы хоть как-то развлечь себя, сбивается в шумные банды, существующие только ради того, чтобы не откалываться от стайки себе подобных. Несчастные дети, у которых с рождения нет иного будущего, кроме как либо добывать лафию в шахтах, либо бездельничать и шнырять по улицам.

Но самый главный признак социального расслоения в Люксе - это возможность обеспечить себя технолизированными органами. Та самая лафия - цветок, способствующий приживаемости искусственных органов. Технолизированные протезы стоят очень дорого, но в городе, в котором в любой момент могут оторвать руку или ногу просто потому, что кому-то случайно (или нарочно) перешел дорогу, они всегда очень актуальны. И тем удивительно, что в этом странном городе существуют люди, которые существуют просто потому, что им нравится существовать и заниматься любимым делом... Например, такие, как доктор, которая подобрала Ичисе и вылечила его... Странная женщина, пожалевшая мальчика, но сердце которого ей так и не удалось тронуть хоть чуть-чуть...

Женщин в этом аниме вообще очень мало, да и играют они в основном второстепенные роли. Исключение лишь составляет девочка Ран, продающая белые цветы и умеющая предсказывать будущее. Маленькая девочка в маске лисицы, умеющая разговаривать с городом. Её роль в этом аниме довольно значительна, хотя часто она сама остается немым созерцателем уличных сцен. Горожане слушают ее и защищают ее, хотя, казалось бы, ребенку не место среди уличных бандитов, из которых этот город и состоит. И тем удивительнее смотрится маленькое крохотное создание на фоне воинствующих группировок, периодически пытающихся бороться за власть.

Однако вся история начинается с появления такого загадочного персонажа, как Ёсии - странного мужчины, захотевшего устроить в городе «праздник». Он спускался в город четыре дня, и топот его ботинок по железным ступеням являлся для города зловещим предзнаменованием. Одно то, что человек с поверхности захотел спуститься вниз и посмотреть на Люкс, наводит нас на мысль, что жизнь наверху не так уж и благополучна. Да и в целом не понятно, где она осталась - эта нормальная жизнь, в поисках которой находится вот уже не одно поколение Человечества. Построив рай на земле, люди забыли сами себя, забыли о своем предназначении, полностью оказавшись во власти иллюзий. И только последние остатки разума, да еще, пожалуй, любопытства, заставили Ёсии спуститься вниз и взбудоражить устоявшийся тухлый мирок Люкса.

Впрочем, он был не единственным, кто жаждал перехода жителей Люкс на качественно новый уровень. И потому так интересно наблюдать за явлением, по силе сравнимым с революцией, которое освободило жителей города - в итоге освободило даже от бренности жизни.

Чем хорош персонаж Ичисе, так это тем, что этот человек на самом деле ничего не хочет. Он живет, но вряд ли он сам догадывается, зачем. Впрочем, это и не жизнь вовсе, а всего лишь выживание. Имея некоторый багаж воспоминаний из прошлого, он пытается уцепиться за них как за последний способ самоидентификации. В противном случае он подобен бешеному цепному псу, который готов драться просто так, просто ради самой драки, лишь бы не думать о том, что происходит с ним здесь и сейчас. Его жизнь круто изменилась, но изменилась ли она по сути, когда ему всего лишь повезло не умереть? Что он получил вместе с новыми конечностями? Доктору даже пришлось пойти на хитрость, чтобы он принял великодушный подарок уставшей от одиночества женщины. Но стал ли он другим, обретя новую жизнь? Вопрос стоит скорее даже в другой плоскости: а возможна ли эта, альтернативная жизнь в Люксе?

Не смотря на техногенные пейзажи, сложно сказать, есть ли в этом городе настоящее производство. Если жизнь в нем когда-нибудь и была, то в аниме нам показывают лишь последние ее остатки. Вот чего в аниме на самом деле нет, так это человеколюбия. Даже в проявлении заботы героев не видно доброты. Есть некий набор условностей, который выполняется на взаимовыгодных или не очень взаимовыгодных условиях. Но в целом в этом аниме нет ничего «человеческого». Видимо, именно поэтому у некоторых после просмотра этого действительно странного сериала начинается депрессия. Впечатлиться гнетущей атмосферой, подкрепленной концовкой, очень легко. Если действительно вглядываться, всматриваться и вслушиваться.

Кстати, что касается вслушиваться. Атмосфера сериала потеряла бы половину без потрясающего саундтрека, который настолько полно довершает картину, что мне лично даже сложно представить, насколько авторам музыки, в частности Урате Кейси, пришлось проникнуться атмосферой сериала, чтобы написать столь восхитительные треки. Восхитительные, причем, не только в рамках сериала - ОСТ вполне можно прослушивать самостоятельно.

Поскольку один из жанров данного аниме - это киберпанк, то следует заметить, что и нарисована история в соответствующем духе. Подземный мир трущоб, разруха и канализации, склады и заброшенные ангары, пустая электричка и совершенно высушенный надземный мир - вот основное место действия. При анализе рисовки сложно сказать, что нарисовано всё это красиво. Это эстетика со знаком минус. Но опять сравню с тем, что уже ранее было. Так Мамору Осии рисовал красивый мусор в своем GitS'e, поэтому и это аниме я лично считаю очень красивым. Ведь красота графичности - это удачно нарисованный кадр, удачно расположенные объекты, удачно вырисованные позы героев. Т.е. анимация в сериале на высоте. И с точки зрения статики, и с точки зрения динамики.

Итак, что мы имеем в итоге? 22 серии, из которых в первой практически ничего не говорится, а голос главного героя мы слышим лишь где-то в 5-ой или 6-ой серии. Несколько историй сумасшествия по разным причинам. Очередные попытки игры в бога - игры на разных уровнях. От восстановления человека практически с нуля до нахождения той самой опорной точки, которая «перевернет землю». В данном случае пусть не землю, пусть только город Люкс, но встряхнет, взбудоражит так, что в стороне не останется никто. И над всем этим мы имеем кучу моральных проблем, которые герои решают или отказываются решать. Вся грязь - и в прямом, и в переносном смыслах - в этом аниме из киберпанка. И в этой грязи самая главная проблема - это проблема существования с искусственным органом, который становится настоящей обузой для своего хозяина и который надо постоянно поддерживать в хорошем состоянии. В этом аниме - пожалуй, единственном в мире - вы не услышите восторгов по поводу технолизации, даже не смотря на то, что подобные технологии сейчас находятся в зачаточном состоянии. Онисии, сильный и могущественный, оказался колоссом на глиняных ногах. Не знаю, нарочно или случайно, но авторы создали метафору, показывающую, насколько тяжело приходится расплачиваться за собственное безрассудство, пытаясь приблизиться к совершенству истинному или мнимому. И по-настоящему интересный вопрос, это насколько человек приблизится к совершенству, обретя искусственные органы. Думаю, что частично сериал дал на него ответ. Пусть неполноценный, но одно четко  подтверждающий: необходимо по-настоящему дорожить своей жизнью.

Плохое радио не улавливает чистый сигнал, а выдает его с помехами. Именно так слышится голос Люкса его жителям. Которые слишком давно были ведомыми, чтобы идти самостоятельно. Порой они напоминают стадо, управляемое псами. Не всегда бешеными, но всё-таки псами, которые даже если и знают законы цивилизованного существования, но они не могут их применить в столь примитивной системе. Наблюдая за их жизнью, не замечаешь, как сердце окутывает тьма. Эта тьма не глухая, она подкреплена звуками музыки, не дарящей ни радости, ни веселья. Унылым это зрелище не назовешь, оно может по-настоящему захватить всё внимание. Но радости, доброй и светлой радости это аниме не принесет вам. И тем не менее, подобных вещей вы вряд ли много найдете, если вообще найдете что-то подобное. Один из признаков шедевра - это его неоднозначность. Когда смотришь полноценную картину, завершенную в каждой отдельной детали, не можешь не оценить ее совершенство. Не всякое произведение призвано развлечь. Как и не всякое - о чем-то задуматься. Если вам нравится неоднозначность романов Стругацких, думаю, вы сумеете оценить и депрессивный размах этой истории. Не ищите любви с первого взгляда, но, как следует распробовав, вы уже не сможете забыть ее горький вкус. Ведь этот вкус в любом случае не оставит вас равнодушным.

Таэма Дрейден, 5 ноября 2008 г.

_________________________

Обсудить аниме на форуме

Посмотреть другие рецензии на кино или аниме

Заглянуть на главную страницу

Официальный сайт (яп.)

Страница аниме на сайте «Мировое искусство»

ОСТ к сериалу

_________________________________

© Кинокритик.народ.ру, 2001-2009

 

Hosted by uCoz