ТРИНАДЦАТЫЙ ВОИН

История про сосланного в северные земли благородного араба Ахмеда Ибн-Фадлана (Антонио Бандерас) – экранизация романа Майкла Крайтона «Пожиратели мертвецов», отснятая при участии автора режиссером Джоном Мактирненом.

Что такое север и страна викингов для человека, привыкшего к теплу и комфорту восточной цивилизации? Дремучие леса, дожди, туманы, холодные ветры и дикие местные жители. Когда Ахмед встречает викингов, он думает: «Что за варвары?». И мы поражаемся вместе с ним их грязному быту, полувоенному-полукочевому. Они пьют перебродивший мед, одеваются в звериные шкуры, их лица скрыты под длинными бородами и волосами, стриженными ножом, умываются все в одном котле (вот это по истине мерзкая сцена!). В общем, варвары. И вот герой Бандераса, поэт в душе и на деле, попадает в число тринадцати, которым суждено победить страшное зло, напавшее на земли соседей. Они вместе отправляются на помощь. Вот тогда-то Ахмед узнает их получше, выясняется, что это очень сильные и смелые люди, которые уверенно смотрят в лицо своему будущему и не боятся смерти. Они поклоняются своим богам, они смеются в лицо опасностям. На их фоне Ахмед кажется пугливым мальчишкой, не способным держать в руках меч настоящего воина. Да, по сути, так оно и есть. Хотя он очень умен и за это его быстро начали уважать, ласково называя Младшим Братом. Короче, смысл в том, что викинги – это еще не совсем варвары. Они, конечно, читать и писать не умеют, дома строят кривенькие и деревянные, но не все так плохо в их государстве. Плохо то, что соседи у них – настоящие первобытные зверолюди, именно они и являются «пожирателями мертвецов» - племя каннибалов, которых не коснулась десница эволюции. Считают себя медведями, живут как медведи. И на лицо мерзкие и противные. Вот с ними почти весь фильм компания из тринадцати головорезов и боролась. Правда, в конце их осталось всего пятеро, но à la guerre comme à la guerre.

Вот за что я люблю современное кино, так это за реалистичные съемки прошлого. Ведь все сделают, чтобы похоже было. И еще как похоже! Буквально веришь всему, что происходит на экране. Что поделать, раз климат такой в северной Европе? Дожди и туманы. И мифы из-за этого такие безрадостные. К тому же в фильме мы видим мир викингов глазами араба-эстета, оттого он кажется таким разносторонним: и отталкивающим, и ужасным, и все-таки по-своему прекрасным (ну, это когда победили).

Кино мне понравилось, потому что, признаюсь, испытываю слабость к фильмам про сильных и мужественных воинов. Данный фильм – интересная интерпретация истории про сильных мира сего. Войны во все времена были разными. Но в одном они все похожи: война – это всегда жестокость. Но благородные цели оправдывают средства. В мире, где побеждает сильнейший, Ахмеду тоже пришлось стать мужчиной, способным противостоять в неравном бою. Закон джунглей в северной интерпретации: выживает не только сильнейший, но и кто умнее.

Я слышала очень много отрицательных откликов об этом фильме. Не скажу, что я от него в полном восторге. Но не скажу, что это плохое кино. Фильм не понравился жертвам стереотипов – это вполне очевидно. Однако я могу вполне конкретно сказать, что сама идея, заложенная в фильм, мне понравилась именно тем, что она интересна. Другое дело, что создатели фильма не смогли ее передать в том виде, чтобы кино сразу превратилось в бестселлер. Возможно это из-за ссоры при съемках между режиссером Мактирненом и писателем Крайтоном. Возможно из-за того, что Бандерасу не идут накрашенные глаза и вообще он не араб, а испанец. Возможно, что действительно очень жестоко. Но говорить однозначное «нет» этому фильму я бы не стала.

Таэма Дрейден, 27 марта 2001 г.

 

__________________________

Обсудить фильм на форуме

Посмотреть другие рецензии на кино или аниме

Заглянуть на главную страницу

IMDb

__________________________

© Кинокритик.народ.ру, 2001-2009

 

Hosted by uCoz