Пока гром не грянет ― мужик не перекрестится
Диалог из фильма 1951-го года про правительство:
— Они такие же люди, как мы.
— Какие к черту люди? Они демократы!
Любят американцы снимать римейки. И знаете, не скажу я, что это хорошо — напротив, обилие римейков является признаком кризиса творческой мысли. Т.е. идей новых нет. Совсем. Вот и приходится, дабы народ от кинотеатров не отучать, снимать старые фильмы по-новому. Но идейный кризис — это вам не экономика какая-нибудь. Если в голове пусто, то и в сценарии тоже будет не густо. Что и доказывает нам фильм конца 2008-го года «День, когда земля остановилась», являющийся римейком одноименного фильма 1951-го года. Поэтому в данной рецензии я не смогла удержаться от того, чтобы не сравнить эти два фильма, первый из которых к тому же является не совсем самостоятельным произведением, а поставлен по книге Гари Бэйтса.
Старое кино — это отличный черно-белый звуковой фильм, который для нас, неамериканских зрителей, можно смело записать в классику голливудского кино. Он, конечно, немного наивный. В чем-то даже идеалистический, начиная с приветствия Клаату: «Я пришел к вам с миром!» и кончая практически классическим «он улетел, но обещал вернуться». Новый фильм мне лично показался извращенной «вариацией на тему». Вот обязательно надо всё гипертрофировать, вывернуть наизнанку и чтобы в конце обязательно что-нибудь грохнуло как следует. Но самое интересное еще одно: если сравнивать эти два фильма, создается впечатление, будто за последние 50 лет люди очень сильно потупели. В первом фильме всё было как-то поспокойней. Военная беготня, конечно, тоже была, но там выстрел солдата в пришельца выглядел как-то более уместно: ну, перенервничал парень, молодой еще. В новом же чувствуется какая-то нездоровая, дикая агрессия, граничащая с психиатрической ксенофобией. Да, понятное дело, что авторы, дабы сильнее обострить обстановку, и тарелку превратили в какой-то непонятный светящийся шар, да и робот вырос с 2,5 метров до 10-12 (а может быть, и еще больше). Но всё-таки надо как-то разумнее было организовать сценарий. Прилетает инопланетянин, ничего плохого в принципе не сказал, ведь речь шла о том, что если люди не одумаются, то тогда всех уничтожат, чтобы спасти планету. Проблему вывернули таким образом, что задача героев фильма свелась к вопросу: как спасти людей, НЕ меняя обстановку на Земле. Даже из разговора с профессором (между прочим, одна из ключевых сцен фильма) вывод получается следующий: да, мы несчастные идиоты, которые без спотыканий идти вперед не могут, но не трогайте нас, мы все-таки больше хорошие, нежели плохие, и вообще живем как умеем, только «не бросайте нас в терновый куст (©)». И опять же, вместо конструктивного диалога с представителем высшей расы героя Киану Ривза (сиречь инопланетянина) тут же суют в барокамеру и отправляют на исследования какие-то. Да еще и слова не дают сказать. Тут же вмешивается климактеричная тетка-военный министр (интересная пародия, однако) с примерами неславного американского прошлого, уместно вспомнившая про уничтожение индейцев как представителей низшей цивилизации. И тут у меня невольно назревает вопрос: не хотели ли авторы изображением поведения американского правительства в данной ситуации намекнуть руководству своей страны, что благодаря его не очень-то миролюбивой политике в нашем современном мире творится столько дряни? Если ответ положительный, то тогда фильм вполне имеет право на существование и хорошо бы его в Белом Доме посмотрели. Хотя всё же это довольно забавный способ намекнуть самой же США, что они не пуп Земли. Впрочем, наверное, всё-таки даже авторы согласны думать, что США всё-таки пуп, ведь самый большой шар сел не где-нибудь, а в Нью-Йорке (ну ладно, допустим, это дань книге). Примечательно, что в первом фильме этот момент как раз логичен, так как штаб-квартира ООН именно в Нью-Йорке и находится, а Клаату прилетел разговаривать с ООН. Во втором фильме об ООН речи практически не шло. Второй фильм вообще напоминает большую американскую истерику, чего в первом, кстати, не было даже когда Клаату отключил электричество на всей Земле на полчаса — кстати, именно этот момент и стал основой для названия фильма.
Больше всего меня поразили в сравнении следующие вещи. Во-первых, в фильме 1951-го года вообще нет никаких религиозных намеков. Люди спокойно обсуждают прилет инопланетянина и чем это может грозить, правительства разных стран хотя бы делают вид, что пытаются сесть за один стол переговоров, и в итоге победа остается за учеными — т.е. самыми умными людьми планеты. В фильме 2008-го года всё решается американскими военными — причем нет, даже не решается, а четко и методично доводится до состояния «всемирного пи...ца». Люди в фильме 2008-го года — жалкое трусливое стадо (которое, кстати, прекрасно своими действиями это доказывает), ученые — существа тоже трусливые, и свой ум проявляют прежде всего в следующем направлении: они никуда не вмешиваются. В итоге никто никого не слушает, после чего мир в фильме даже совсем не жалко. А нехай рушат его к чертовой матери.
Удивительно то, что это на самом деле наш с вами мир. И мне жаль смотреть на представителей нашей планеты, смеющих называть себя людьми, которых, как нашкодившего котенка, нужно обязательно мордой ткнуть в собственное безобразие, прежде чем объяснять, что нужно более целесообразно относиться к окружающей среде, иначе слушать не станут. Многие начинают задумываться только оказавшись лицом к лицу с уже неразрешимой проблемой, т.е. когда исправить уже ничего нельзя. И этот фильм хорош только в одном: он доказывает, что основное население нашей планеты — это идиоты, с которыми нельзя разговаривать, а которым можно только приказывать. И если они не поддаются приказам, то их можно смело уничтожать, потому что ничего другого они больше не заслуживают. Так что мне особенно не понравился конец этого фильма — совершенно нелогичный. Странно, что Клаату так среагировал на представителя не своей расы. Да и к тому же, как существо, обладающее более высоким развитием, он же заранее знал, что сострадание и милосердие свойственно людям этой расы, ведь они наблюдали за людьми очень долго время. И должны были понять, что ни сострадание, ни милосердие не помешали людям подвести планету к краю гибели.
Самый главный отрицательный момент фильма — это то, что здесь сюжет пал жертвой спецэффектов. Видимо, когда у тебя сотня лимонов баксов в кармане, голова начинает кругом идти. Вот и тянет на всякую несуразицу. Единственное, что мне действительно понравилось в новом фильме — это плацентарная теория биоскафандра. Интересная мысль. Хотя тоже, как и все остальные, недодуманная. Уж лучше бы Клаату спародирол Лунтика и в момент появления на свет воскликнул: «Я родился!». Это было бы хотя бы смешно.
В этом фильме вообще нет ничего смешного и забавного — разве что кроме самих авторов. И Клаату совсем не похож на сверхчеловека, каким он вообще-то является. Клаату версии 51-го года всё время улыбался, потому что ему было забавно наблюдать за вознёй жалких людишек, которых его Горт мог бы довольно быстро всех перебить. Новый Клаату не улыбается, и вообще ему всё, кажется, совсем похрен. Можно подумать, что на него свалилась очередная дурацкая командировка, и он должен выполнять своё нудное задание, отмахиваясь от очередных тупых аборигенов как от надоедливых мух (в этом фильме Киану Ривз очень похож на другого своего героя - уставшего экзорциста Константина из одноименного фильма, у которого каждодневное изгнание демонов уже давно в печенках сидит). Да, жаль его тогда эта слезливая дура остановила. Как-то недопонял наш сверхчеловек, что обращаться к разуму подобных существ — это всё равно что о стенку горох метать, ведь эти существа взывают лишь к чувствам. Про разум они уже забыли.
В общем, фильм скучный. Герои в нем тоже скучные. В этом фильме ни разу не показали, почему люди всё-таки должны на нашей планете остаться в живых. И заставит он задуматься разве что тех обывателей, которые вдруг невзначай испугаются, что кто-то вот так однажды возьмет и сотрет всех людишек с планеты одним махом, в один миг уничтожив крохоборные старания долгих лет. К сожалению, это свойство человеческой натуры: пока петух жареный в макушку не клюнет, даже не станет задумываться о необходимости задумываться. Что уж тут говорить о сознательности. Людей можно только запугивать. Чем в нашем мире в основном занимаются религиозные организации. И вот иногда киношники. Если бы в нашем мире царил разум, таких дурацких фильмов явно бы не было.
Таэма Дрейден, 12 января 2009 г.
* * *
Очередной фантастический фильм (читай маразм), от которого, собственно, я ожидала большего. Так часто бывает, посмотришь трейлеры, подивишься спецэффектам, порадуешься тому, что в главной роли один из твоих любимых актёров, и радостно потирая руки приступишь к просмотру. А потом более полутора часов пялясь в экран, задаешься риторическим вопросом: Что это?
Фильм повествует о том, как однажды надоело инопланетянам, стоящим на порядок выше нас и умом и разумом, терпеть наши издевательства над бесценной планетой Земля. И решили они прекратить эти издевательства путём истребления рода человеческого. Но, чтобы остальная земная живность после «катастрофы» выжила, запаслись образчиками. Киану Ривз - представитель этих самых инопланетян, однако, лояльно настроенный. Героиня Дженнифер Коннелли вступает в диалог с данным посланником и всячески пытается убедить, что мы, люди, не безнадёжны, что убивать нас не след, мы всё исправим. Даже приводит его к своему учителю, нобелевскому лауреату-гению, чтобы тот разложил занудному инопланетянину всё по полочкам и убедил какие мы все супер. И когда, в финале наступил практически полный алес, тут бездушный инопланетянин проникся чувствами героини Коннели к её пасынку - чернокожему мальчугану, который был жутко вредным весь фильм, причём совершенно необоснованно, а просто так из вредности. Мальцу бы не мешало всыпать по первое число, чтоб не рыпался во время вселенской катастрофы. В общем пожалели нас, оставили жить и аккумулировать чувство любви, пока дурно не станет, и это ничего, что кругом всё та же экологическая катастрофа, что озоновая дыра растёт, что глобальное потепление, что нефть всю почти выкачали, главное, чтобы все слились в общем экстазе.
Киану Ривз забыл снять маску своего героя из фильма «Константин», и всё с тем же мрачно загадочным выражением изображает инопланетянина. Кажется, вот сделает он пас рукой, вроде Алана Чумака и всё будет хорошо, злые силы исчезнут. Так и ходит он важный как павлин. Так что не заметила я тут особой игры актёров. Наверное и фильм не тот, чтобы как-то изощряться и играть по Станиславскому или по кому бы то ни было. Спецэффекты достаточно интересные, но спасти фильм они явно не смогли. Всё средненькое, посредственное.
Фильм мне не понравился и точка.
Angy, 4 мая 2009 г.
© Кинокритик.народ.ру, 2001-2009 |