Думаю, что в основу современной науки, когда все основные законы мироздания более-менее известны, имеет смысл положить знаменитый вопрос Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Научная фантастика всегда раздвигала границы привычной реальности. И если в основном эти границы отодвигались всё время куда-то выше головы, от нижних слоёв атмосферы до самых дальних окраин вселенной, то фантастике биологической в век победившей научно-технической революции уделялось не так уж много внимания. Тем не менее, космос – это где-то там, где темно и неправда, а биология – это наше, земное. Оно у нас под ногами, вокруг и над головой. К чёрту космические пространства, пора вспомнить, что у нас есть другая Вселенная – Вселенная неограниченных вариаций дезоксирибонуклеиновой кислоты. В реальном мире учёным пока запрещено проводить так сказать «аморальные» эксперименты (беру слово в кавычки, так как всё относительно). Кому-то религия не позволяет пользоваться презервативами, а кто-то, наплевав на условности жалких людишек, позволяет себе заглядывать за край неизведанного. Именно это и восхищает меня в настоящих учёных – бесстрашие перед неизвестностью. Конечно, возможны всякие побочные эффекты в виде атомной бомбы или смертельного вируса, но разве истинного учёного могут остановить какие-то условности? Именно такими учёными являются Клайв и Эльза из фильма «Химера». Иногда они, конечно, боятся смелости друг друга, но всё-таки любопытство берёт своё, дух экспериментаторства одерживает верх и в итоге рождается нечто – существо, доселе никогда не бродившее по просторам нашей матушки-Земли. Честно сказать, история грустная. И потому довольно поучительная. Когда создаёшь нечто, что наделено разумом, мне кажется, оно должно требовать к себе соответствующего подхода. А здесь как-то иначе всё. Дрен – странное существо предположительно женского пола – заперто практически в клетке, оно мечтает о свободе и любви, а с ней иногда поступают очень жестоко. Возможно, проблема в том, что детство у Эльзы было, мягко скажем, нестандартное (благодаря сумасшедшей мамаше) – но всё-таки разумные существа должны поступать разумно. Хотя не могу придраться к сюжету. Он довольно линеен и местами логичен - даже не смотря на то, что местами предсказуем. Под конец фильма мне лично показалось, будто авторы как-то заторопились, точно у них начал заканчиваться бюджет, и историю начали продвигать вперёд семимильными шагами, что заметно ухудшило восприятие картинки. Что касается финала истории, то он хоть и не удивителен, но вполне закономерен. В целом, это хорошая научная фантастика. Заумных слов особо не произносили, и это, кстати, немаловажный плюс истории – слушать и смотреть довольно легко. Фильм будит живое любопытство, поскольку эксперименты подобного рода не могут не быть интересными (хотя подозреваю, что у кого-то они могут вызывать отвращение из личных морально-этических или религиозных убеждений). У людей с традиционной моралью (прежде всего это касается христиан и мусульман) этот фильм, скорее всего, вызовет негативную реакцию. Для всех остальных, кто не верит в чушь, будто человек когда-то был создан неким бородатым дядькой со светящимся обручем над головой, фильм будет весьма любопытен. Хотя я лично хочу отметить, что авторы, на мой взгляд, зря добавили некоторой трешевости в историю. Романтическая линия довольно груба, а что касается гормонального статуса самой Дрен, то тут тоже как-то перегнули палку. В этой связи хочу отметить, что не совсем понятно, что именно создавали герои фильма. Эльза и Клайв, собрав набор некоторых генов от некоторых видов животных (при этом список млекопитающими не ограничился), добавили в этот гремучий коктейль «куски» человеческой ДНК и, грубо говоря, перемешали, надеясь получить хоть что-нибудь – не важно, что именно. Важен сам факт гибридизации человеческой и животной ДНК (возможно, именно этот факт нам как бы и намекает на некоторую ограниченность наших героев). В итоге получилось существо, которое взяло от человека исключительно животные качества. Этот фильм интересен прежде всего тем, что он переступает черту дозволенного и делается это не для того, чтобы получить какой-то результат, а чтобы позволить нам – зрителям – задуматься о вещах, о которых большинство из нас никогда особо и не задумывалось. Конечно, эксперименты по скрещиванию человека и животных – это не такая уж и свежая мысль, подобными проблемами некоторые ученые занимались ещё в начале ХХ века. Но всё-таки не стоит забывать, что человек является венцом эволюции, потому что содержит в своей ДНК информацию о всех существах, стоящих ниже его на эволюционной лестнице. При этом человек – вряд ли самая высшая ступенька. Любой учёный рано или поздно задаётся вопросом, а что стоит дальше, за человеком, какие ещё могут быть биологические революции и к чему придёт дальнейшее развитие и человека в частности и всего живого мира в целом?.. Однако не могу не отметить, что идеи, положенные в основу фильма, очень интересные (недаром это был один из самых ожидаемых фильмов года), однако реализация, на мой взгляд, несколько подкачала. Если Эльза и Клайв оказались способными скрестить несколько ДНК различных видов и получить в итоге некий совершенно новый организм, то это ещё не значит, что они оказываются Учёными с большой буквы. Занявшись новым экспериментом, они напрочь позабыли про старый, и это один из существенных проколов сценаристов, так как Дрен является следующей эволюционной ступенькой после бесформенных гигантских червяков, синтезирующих какой-то суперполезный белок. Поэтому наши герои, получив доступ к ресурсам, всё-таки как-то не очень внимательно подошли к изучаемому предмету. Да и сценарный ход, превращающий историю из просто научной фантастики в триллер, скорее всего был сделан ради того, чтобы привлечь внимание большего числа зрителей. Вряд ли кто пойдёт смотреть фильм, в котором учёные проводят пусть и смелый, но всё-таки протекающий без особых эксцессов эксперимент, где в результате получают существо, которое потихоньку растят и которое никому никакого вреда причинить не может. Обывателю нужны взрывные эмоции и что-нибудь, что отвлекало бы от повседневных будней. И при этом нужно не переборщить, а то обыватель, как существо впечатлительное, ещё примет историю на веру и будет потом думать, что такие опыты суть вред и бессмыслица... В общем, фильм мне хоть и понравился, но не могу избавиться от впечатления, что история оставляет после себя дурное послевкусие. И дело тут не в нарушении каких-либо моральных запретов. Просто история получилась, мягко скажем, не очень приятная. Хотя при этом я вынуждена констатировать, что фильм – без сомнений – займёт среди прочих кинематографических творений весьма достойное место. Такой фантастики мы ещё точно не видели. Хотя, если посмотреть на состояние современной науки, не такая уж это и фантастика. Первую искусственную ДНК в нашем мире уже синтезировали. Посмотрим, что дальше будет... Таэма Дрейден, 19 июня 2010 г.
*** Фильм Винченцо Натали «Химера» (Splice – скрещивание) рассказывает о молодых талантливых ученых, занимающихся скрещиванием различных видов животных. Результаты их экспериментов поражают воображение. По сути они должны были выделить белок у выведенных ими подопытных образцов, но столь стремительный успех не давал им покоя. И скучная лабораторная работа по выделению белка не прельщала, манил неизведанный горизонт – скрещивание человека с иным видом. Они считали, что могут всё, что технология по скрещиванию, отработанная ими безупречна. Только одного они не учли, что выведенный вид нужно было ещё годами изучать, смотреть, что будет дальше, но они были слишком заняты. Созданное ими существо появилось на свет не так, как они ожидали, потом развивалось тоже как-то неожиданно поэтапно: видоизменяясь. Мало того, постоянно живя на «нелегальном» положении, скрываясь от коллег со своим «достижением», учёные мало задумывались о том, что они вкладывают в своё творение, что дают они маленькой девочке, которой было сложно понять что она такое, где она, кто эти странные люди: то ли мама с папой, то ли ещё кто-то. Мысли о необходимости прекратить эксперимент, а значит уничтожить девочку не оставляли их, а вот задуматься о полноценном воспитании живого мыслящего существа им не приходили. «Химера» напомнила мне чем-то знаменитый фильм «Остров доктора Моро». Чудовищные эксперименты по скрещиванию людей с животными и там ни к чему хорошему не привели. Трагический финал неизбежен. Сам смысл подобного эксперимента мне не понятен, и всё связанное с ним кажется аморальным, независимо от того, какие цели преследует. Даже, если подобное существо может принести пользу человечеству, скорее всего оно будет принесено в жертву, на алтарь самого человечества. И никто не спросит, а что чувствует это создание. Изначально являясь живым существом, тем более мыслящим, способным переживать, чувствовать боль и страх, оно создается для страдания и неизбежной скорой смерти. Мы не боги, чтобы вершить подобные дела, распоряжаясь природой по своему усмотрению. Человек и так вторгся в недра Земли, используя её ресурсы по своему усмотрению. Вообще, такое впечатление, что всё к чему прикасается человек, обречено на погибель рано или поздно. И покуда человек будет относиться к себе подобным неподобающим образом, невозможно говорить о создании каких-то человекоподобных существ, которые заранее будут записаны в низшее сословие. Кто они будут?! Доноры, рабочая сила, солдаты, призванные заменит человека на поле боя?! Многие критикуют «Химеру», обсуждая сцены инцеста. Но
невозможно перечеркнуть несколькими сомнительными сценами глубинную
мысль, пускай и не новую, заложенную в фильме. Так что «Химера» не
бесполезна, раз заставляет размышлять над ней. Я смотрела фильм с
интересом, и время пронеслось незаметно. Несчастное создание
вызывает искреннее сочувствие, а её мать – гениальная ученая не
вызывает сострадания, скорее наоборот. А её решение оставить
неизвестное существо в своей утробе, дабы продолжить эксперимент –
ужасает. Мне кажется, вы ничего не потеряете, если хотя бы раз
посмотрите этот фильм и составите о нём своё собственное мнение. А
особенно приятно, если поделитесь им с нами на нашем форуме. Angy, 15 января 2011 г.
__________________________
|