Честно сказать, когда я впервые услышала, что на экраны выходит фильм с названием, которое нам всем известно уже более 15-ти лет, меня это малость поднапрягло. В голове сразу завертелись мысли типа: чёрт, они опять переснимают! они опять не могут придумать ничего нового! ну что за дела?! ну когда же это кончится? когда они уже начнут снимать новые фильмы с фантастическим уклоном, а не переснимать старое только потому, что 15ть лет назад была хреновая компьютерная графика?...... Ну, в общем, примерно такие мысли у меня были. После которых я для себя однозначно решила: нет, на этот фильм я не пойду. Ни за что. Ибо наверняка опять налажают. Да и из Колина Фарелла явно хреновый Шварценеггер. Как-то не тянет он на него. Ну совсем.

Но, как говорится, никогда не говори никогда. Причин сего я уже не помню, но каким-то макаром я оказалась в кинотеатре (иногда это просто повод встретиться с друзьями, и тогда не особо важно, на что идёшь). Так вот, закинувшись газировкой и чипсами, мы уютно расположились в мягких креслах, более настроенные на дружескую беседу, нежели на то, чтобы пялиться в экран, мозги были абсолютно расслаблены, в душе не было даже дохлых надежд, что будет что-то стоящее. Поэтому когда началось действо, мы просто смотрели.

Итак. Что же я увидела?

Во-первых по очередности и значению, сразу скажу, что этот фильм - это не римейк того самого «Вспомнить всё» 1990-го года разлива. И это было заметно сразу, потому что действие разворачивается не на Марсе, а на Земле. И хотя происходящие события можно постараться скоррелировать, но вообще-то этого лучше не делать, поскольку оба фильма - не дословные экранизации, а истории, рассказанные по мотивам. По мотивам рассказа Филипа Дика «Из глубин памяти» (который, кстати, стоит прочитать). И это самый главный плюс фильма. Тут всё другое. И дело не только в современных возможностях киношников.

На Земле случилась какая-то страшная катастрофа, разрушительная война. Почти вся поверхность отравлена, есть только два небольших густо населённых (естественно) кусочка земли, наглухо застроенных футуристическими строениями. И эти два кусочка соединены между собой так называемым «лифтом» через ядро планеты... Ну да, вот этот момент, конечно, звучит бредово, поскольку сложно представить себе, какие же материалы были выбраны для строительства, учитывая, что ядро нашей планеты - это полезные ископаемые, из которых у нас сделано буквально всё, в расплавленном виде.

Главный герой Дуглас Куэйд - обычный рабочий, которому каждый день приходится мотаться на работу на другой конец планеты. У него есть красавица-жена, вкалывающая на ниве медицины. Они живут в маленькой квартирке. Обычная семейная пара со своими обычными семейными радостями. И вроде бы всё неплохо, только на самом деле плохо - каждый день одна и та же безумная рутина. Ну и тут далее практически по рассказу - парню захотелось свежих необычных впечатлений. А когда нет впечатлений реальных, на помощь приходит реальность виртуальная... Собственно говоря, вот тут-то вся катавасия и завертелась. Не буду пересказывать сюжет, с ним есть смысл ознакомиться лично (тем более что фабула рождена из первоисточника), однако замечу, что посмотреть, как всё это реализовали, действительно интересно.

Актёрский состав подобран удачно. Непохожесть Колина Фарелла на могучего Арни обернулась для Куэйда образца 2012-го огромным преимуществом. Не возникало ассоциаций, и тем более не хотелось сравнивать. Парень отлично справился со своей ролью, здесь он интересен и очень динамичен. По ходу действа героя Фарелла сопровождают две дамы. Хорошая и плохая. Плохую сыграла Кэйт Бекинсейл - эдакая разъярённая лохматая фурия, гоняющаяся за главным героем с остервенением брошенной невесты. Хорошую сыграла Джессика Биль, здесь она не так симпатична, как Бекинсейл, но в данной истории она смотрится гораздо приятнее своей грозной визави. Вообще участников действа тут много, но в основном они все статисты, и само действо разворачивается между узкой группкой людей. В любом случае основная цель - выяснить, кто такой Дуглас Куэйд - это интересно всем: и нам, и тем, кто за ним бегает, и самому Куэйду тоже.

В любом фантастическом фильме немалую роль играет сама вселенная, в которой история разворачивается. И мы идём в кино посмотреть на альтернативную реальность. Которая всегда интереснее, даже если это апокалипсис. В данном фильме авторы нам предоставляют возможность насладиться футуристическими пейзажами в полной мере. Здесь они хорошо проработали новый мир постапокалиптичного будущего, из-за чего можно на самом деле простить многие огрехи (подобно тому, как мы прощаем Лукасу его взрывы в космосе, ибо звучат они всё-таки красиво). Так и здесь. Любителям кино, как зрелища, этот фильм придется в самый раз. Человечество живёт фактически в двух гигантских городах, которыми стали островки цивилизации - больше нет ни лесов, ни полей, есть только бесконечный мегаполис с нагруженными друг на друга конструкциями из жилых и рабочих кварталов. Гигантские железобетонные муравейники. Конечно, не обошлось в этом фильме без мотивов, впервые показанных в фильме «Бегущий по лезвию» - все эти китайцы, непонятные тусовки, светящиеся вывески, толпы угрюмых людей на улицах, бесконечно высокие дома, футуристические штучки-дрючки, прикольные тачки и даже дождь - конечно, детали со временем забываются, но остаётся впечатление - впечатление целостной картины, прекрасной в своей сущности.

Как ни странно, но мне этот фильм понравился. Пусть это и пересказ уже известной темы, тем более что это экранизация по мотивам рассказа, написанного в далёком уже 1966-ом году, всё равно, такие истории не могут оставить равнодушными истинного поклонника фантастики. Если уж сравнивать этот фильм с предыдущим «Вспомнить всё», мне даже кажется, что в этом фильме меньше того наива, который присутствовал в прошлой версии и который обусловлен естественным непониманием того ближайшего будущего, в котором мы с вами уже оказались (а ведь глупо отрицать, что Будущее всё-таки наступило - несколько в иной форме, чем все ожидали, но всё же мы уже живём в иной реальности, нежели 20 лет назад). Конечно, к деталям всегда можно придраться. Но иногда хочется просто пофантазировать. Вот и это кино - его надо просто смотреть. Не надо цепляться к деталям. В конце концов, наше общество всё ещё примитивно и многого ещё не может и не умеет. Какие-то технологии ещё даже 10 лет простому обывателю казались невозможными, а сейчас они воспринимаются, как должное. Дело, в конце концов, не в технологиях. И не в том, что будет через 10-20 лет. В этом фильме поднимается гораздо более серьёзный вопрос, который явно не звучит и может быть не заметен неискушённому зрителю: вопрос вторжения в сознание отдельного индивида. Когда человек поступает на госслужбу (не важно, гражданскую или военную), это не значит, что он отдаёт себя государству с потрохами. Но на самом деле уже сейчас можно заметить тенденцию к тому, что нет, всё-таки отдаёшь всего, целиком, без остатка - без малейшего признака права на частную жизнь. Это ведь хороший вопрос: насколько человек может принадлежать сам себе, если с его памятью можно творить что угодно? И снова вопрос: что такое личность тогда на самом деле? Сколько личностей можно запрятать в одну конкретную голову? И насколько беспринципным надо быть, чтобы достигать своих целей, создавая из живых людей искусственные личности? Где грань, отделяющая человека от биоробота? И с каких пор государственная машина перестала видеть в людях личностей, превращая их во всё, что этой машине вздумается, ради достижения своих целей (главная из которых, естественно, уничтожение всех врагов этой самой пресловутой машины)?

В общем, вопросов больше, чем ответов. А ведь на эти вопросы надо искать ответы уже сейчас. Не стану утверждать, что все фантасты - непременные предсказатели, ищущие ответы на вопросы, которые ещё даже не были поставлены. Иногда они просто фантазируют для души, а уж куда там эта душа их приведёт - это уже никому не известно. В любом случае, некоторые мысли уже давно витают в воздухе и кому-то надо эти мысли думать. Во что может превратиться человечество, если будет слепо доверять государственной машине? У машины всегда есть водитель, какой бы автопилот ты ни строил, а всё равно цель определяется не компьютером, а человеком, которому этот автопилот зачем-то понадобился. Так что при всей своей внешней развлекательной сущности фильм не оказывается пустым. Более того, фильм ярче раскрывает те вопросы, что в рассказе Филипа Дика кажутся не столь очевидными. Одна из самых больших проблем нашего современного человечества - это забивание мозгов всякой сиюминутной ерундой, из-за которой нет времени подумать на перспективу (иногда эта сиюминутная ерунда это желание напрочь отбивает). Вот и этот фильм - такая же сиюминутная ерунда. На первый взгляд - просто развлекалово, и ничего больше. Приятное времяпрепровождение. А что? Симпатичный мужик, симпатичные тёлки, драчки, крутые девайсы, крутые погони, крутые спецэффекты... Тут всё в принципе заслуживает эпитета «вау! как круто!», и тем не менее, этот ларчик с двойным дном. Дураки, конечно, этим вторым дном не заинтересуются, им и так хорошо. Люди же поумнее всё-таки должны задуматься: а что нас-то ждёт впереди?.. Поддавшись искусам общества потребления, люди добровольно отдали свои судьбы в руки невидимому монстру под названием «государственная машина», которая смотрит на тебя, как на экскременты в конечном счёте. Ведь когда ты ей будешь не нужен, она просто вытрет о тебя ноги...

Такого будущего мы хотим? Нет, конечно. Но нам ведь некогда об этом думать, правда?..

Конечно, комплекс маленького человечка прочно засел в большинстве из членов нашего современного общества (я говорю сейчас про весь мир в целом). И чтобы потешить своё внутреннее «я», очень приятно порой посмотреть фильмы, где в главной роли крутой мужик, сам не знающий, насколько круто он умеет драться. Но что если этот фильм - предупреждение? До чего человечество может докатиться, если большинство всё время будет полагаться на кого-то другого?..

Конечно, фильм не даёт ответ на этот вопрос. И большинству он может показаться просто бессмысленной бесконечной погоней с драками, перестрелками и странными паузами, когда герои почему-то никуда не бегут, а где-то сидят/стоят и о чём-то говорят (хотя эти диалоги вообще-то не лишены смысла). Почитав некоторые отзывы в интернетах об этом фильме, я пришла к неутешительному выводу, что большинство молодых людей уже в принципе не приучены задумываться (а точнее, приучены не задумываться). Поверхностное суждение может создать об этом фильме весьма негативное впечатление. А мне кажется, что он этого всё-таки не заслуживает. И не только потому, что это слишком хорошая картинка. Имеет смысл вдуматься, в каком на самом деле мире живут все эти персонажи - сам Куэйд, его боевые подруги, его друзья, Канцлер, борцы сопротивления, Маттиас...

Так что мой вердикт будет краток: этот фильм обязателен к просмотрю всем любителям фантастики. Это хорошая фантастика. Какой нас не часто, к сожалению, балуют киношники. Может быть, как раз именно потому, что после таких «развлекательных» фильмов начинаешь задумываться о том, о чём с точки зрения государственной машины задумываться бы и не стоило. Но... как говорится, всё в наших руках. Не правда ли?..

Таэма Дрейден, 19 января 2013 г.

 

Обсудить фильм на форуме

Посмотреть другие рецензии на кино или аниме

Заглянуть на главную страницу

IMDb

 

 

© Кинокритик.народ.ру, 2001-2013

Hosted by uCoz