ЭКВИЛИБРИУМ

 

Привет товарищу Оруэллу!

История разворачивается в будущем. Весьма странном: запрещены эмоции. Поскольку эмоциональный человек способен не только на хорошие поступки, но и на плохие, то нечего этому человеку вообще иметь эмоции. С трезвой и холодной головой оно как-то лучше. Спокойнее как-то... Как-то уж совсем... Вот и ходят по улицам люди-роботы под воздействием наркотика с названием либриум. Не улыбаются, не смеются, но зато не плачут и не злятся. Идеальное такое общество... Утопия просто какая-то.

Но ведь всегда находится кто-то, кто с этим не согласен. И эти несогласные всю картину портят. Но в правительстве, как известно, не дураки сидят. Придумали патруль специальный, клериками их зовут, они несогласных выявляют и устраняют – помните, как у Брэдбери, пожарные, которые искали книжки, а потом их сжигали. Так вот, здесь что-то вроде этого. Вплоть до главного героя, которому вдруг зачем-то понадобились эти эмоции. В общем, что там было дальше, рассказывать не буду – лучше фильм посмотрите.

Фильм интересный. Даже не смотря на то, что слишком много аналогий вызывает в голове. Вспоминаются книги «1984» Оруэлла и «451° по Фаренгейту» упомянутого Брэдбери, а так же кинотрилогия «Матрица». Но фильм приятно смотреть прежде всего потому, что в главных героях – незнакомое лицо. Это фильм, в котором актёры практически неизвестны, поэтому как-то даже особо не задумываешься, кто там перед нами мелькает. Смотришь на действо, разглядывая за ним сюжет. Пытаешься сочувствовать героям, подспудно чувствуя неотвратимую близость Большого Брата (в данном случае Отца, но не всё ли равно?), которому как всегда больше всех надо. И самое главное, пытаешься понять, каково это: жить без эмоций. Без слёз, без улыбок... Система: «дом – работа, и обратно». Как будто это не люди, а роботы. Осознав эту подоплёку фильма, становится как-то жутковато. Ну и что, что в безэмоциональном мире нет преступлений. Зато хорошие поступки тоже не особо-то рвутся совершать. Хотя, если посмотреть на наш нынешний мир, когда в год случается около дюжины войн различного масштаба и характера, может быть, оно и лучше-то – без всей это горячности, излишней эмоциональности, суетливости и чрезмерной амбициозности... Однако не стоит кидаться в крайности. Ведь чувство прекрасного – всё-таки чувство. Мы можем понять, что мир прекрасен или ужасен только через эмоции. Да, возможен второй вариант, но ведь возможен и первый. Человеку дано слишком много возможностей, не стоит бояться их использовать. В этом фильме мы видим пример общества, в котором отсутствует изначальный смысл существования каждого человека: радость от самой жизни. Не даром этот мир в конце концов рушится, потому что поддерживался он за счёт жёсткой авторитарной диктатуры. В нашей стране особенно хорошо знают, что значит жить под диктовку «сверху». Если где-то долго накапливать силу, создавать излишнее давление, рано или поздно, эта сила прорвётся, найдёт выход и уничтожит то, что так долго её сдерживало.

Не подумайте, что я революционер. Это не совсем так. Говорят, что умные люди учатся на чужих ошибках, но это ретроспективный анализ, который происходит уже post factum, когда уже ничего не изменишь. Однако вся жизнь – это динамика. Система зависимостей, позволяющая делать более-менее приемлемые прогнозы. Конечно, возможны и ошибки. Но для того и создают модели, чтобы попытаться предположить, предугадать – заглянуть за грань «а что, если?...» Сама по себе идея возникновения общества без эмоций, возможно, и абсурдна, но как теоретическое исследование это весьма интересно. Пусть и исследованием это трудно назвать, да и проистекает всё в обычном кино, которое мы смотрим дома ради развлечения. Но нет ничего лучше того развлечения, которое позволяет нам задуматься над нашим собственным будущим. В конце концов, от нас самих зависит, каким оно будет, это будущее. Поэтому я не могу с твёрдой уверенностью сказать, что то, что нам показали в фильме «Эквилибриум», никогда не сбудется. Но даже если вам не интересно, что будет завтра, я всё равно рекомендовала бы посмотреть этот фильм, так как даже если вы не станете вникать в проблемы, заложенные в него, всё-таки, это весьма динамичный боевик с мудрёным сюжетом и навороченными спецэффектами (пусть после «Матрицы» они и не смотрятся так модерново, как хотелось бы авторам, хотя здесь мы имеем пример необыкновенно грациозного воина в лице главного героя). В любом случае на первом месте по значимости в этом кинопроизведении я бы поставила именно идею о равновесии – всё-таки, большинству из нас именно уравновешенности и не хватает. Хотя нельзя не отметить, что в данном фильме нам пытаются показать и то, что уже существует в нашем обществе, как аллегорическое отражение.

Если говорить в целом, мне этот фильм понравился. И не только потому, что я безусловный любитель фантастики. Думаю, что этот фильм стоит посмотреть. По крайней мере, таких фильмов не так уж и много, хотя в последнее время они появляются всё чаще и чаще – возможно, как предвестники идеи тотального обновления нашего общества. В таком случае, нам предлагается сделать выбор, что мы хотим в нашем будущем. Кто-то увидит в этом фильме то, что ему необходимо, и его возмутит финал истории. Кто-то этому финалу возрадуется. В любом случае, равнодушным этот фильм не оставит – по крайней мере того, кто пользуется своим серым веществом.

Таэма Дрейден, 31 января 2005 г.

 

Бесчувственное счастье

Чего не хватает человеческой цивилизации для полного счастья? Оказывается, отсутствия эмоций, что влечёт за собой всемирный лад, тишь да гладь. Именно так выглядит мир «Эквилибрума», наше гипотетическое будущее, на благо всего человечества. И это ничего, что ребёнок должен донести на родителя, муж на жену, а жена на мужа. Если ближний по-твоему дал слабину, и что-то чувствует, или не дай бог выражает какие-либо эмоции – сдай его властям.

Совсем забыла упомянуть, что ничего не чувствовать людям помогает «лекарство» – либриум, которое всем миром принимают под всеобщую сирену в означенное время.

Но как всегда найдется в стаде одна паршивая овца. В нашем случае оказавшаяся на все сто процентов незаурядной. Само собой в этом унылом и однородном мире, полном, кстати сказать, все равно насилия (только со стороны властей), существует подполье, или те, кто чувствует, и хочет к оному присоединиться.

Главный герой – клирик высшей ступени. Он способен интуитивно распознавать людей способных к чувствам, что он с большим рвением и делал до поры, до времени, пока его напарник не оказался злостным нарушителем закона и ему ни пришлось застрелить «чувствительного» напарника-книголюба. И тут, как вспышка, что-то щелкнуло в мозгу нашего чистильщика чувствующих. То ли стихи, прочитанные коллегой перед смертью, то ли воспоминания о жене-преступнице, которая умела любить, а не просто быть рядом, как тень. То ли встреча с нарушительницей закона, которая у себя в подполье создала хорошенькую комнатку со всякого рода мещанской атрибутикой, что не дозволенно в обществе Эквилибрума.

В общем, наш герой решает, что он должен узнать, что такое чувства. И так втягивается, что не знает, как справится со сложившейся ситуацией. Но поскольку, как вы сами понимаете, он клирик высшей ступени, то он парень хоть куда, а такой, да ещё и с чувством, с толком, с расстановкой далеко пойдет, несмотря на коварного нового напарника, готового подловить и сдать его властям на растерзание в любой момент. А за чувство в Эквилибруме одно наказание – смерть через сожжение заживо.

Фильм интересный. Сама идея, уже затрагивавшаяся не раз в различных произведениях, подана со вкусом. Фильм смотрится на одном дыхании, так и ждешь, что сейчас схватят главного героя. Также фильм приправлен драками, в том числе и на мечах, перестрелками и спецэффектами. Актеры естественны и поэтому создается иллюзия правдоподобности происходящего.

Считаю, что не будет излишним посмотреть этот фильм хотя бы разок. И получить очередную порцию пищи для размышлений о бренности человеческого бытия и о том, что же всё-таки нужно для общечеловеческого счастья.

Angy, 16 апреля 2006 г.

 

__________________________

Обсудить фильм на форуме

Посмотреть другие рецензии на кино или аниме

Заглянуть на главную страницу

IMDb

__________________________

© Кинокритик.народ.ру, 2001-2009

Hosted by uCoz