ЭВОЛЮЦИЯ

Коламбия-пикчерз
совместно с Проктер-энд-Гембл
представляют...

Кто бы мог подумать, что это очередная реклама шампуня от перхоти? И что современные ковбои вместо карабинов берут в руки бутыли "Head & Sholders"? Такое пришло в голову только Ивану Райтману, который и раньше нас радовал комичными и забавными фильмами (это у него железный Арни с дитями возиться). В общем, смелый эксперимент закончился тем, что люди (большей частью дети), выходя из кинотеатра, все как один твердят: "Прикольное кино!". А больше, собственно, сказать и нечего.

На самом деле есть что сказать. Сюжет достаточно не нов, поэтому рекламный слоган сразу провозглашает, что это смесь "Чужого" и "Людей в черном". Фильмы про инопланетные угрозы во все времена пользовались большой популярностью. Поэтому надо было либо придумывать что-то совсем из ряда вон выходящее, либо поворачивать ситуацию до невероятной комичности, что попытались сделать в этом фильме. И пытались на полном серьезе. Если бы не желтенькие цветочки и не огромные разноцветные жуки, то все выглядело бы достаточно серьезно. Но инопланетяне ужасны только в фильмах, претендующих на реалистичность. Этот же фильм больше относится к таким, как "MiB", поэтому получилось то, что получилось. Наляпали, короче.

Фантазия сценаристов ограничилась только тем, что вместо четырех нуклеотидов у инопланетных существ десять. Да и то разница только в ДНК. Наверное, именно этим они и решили объяснить невероятный метаболизм, позволяющий одноклеточным микроорганизмам в несколько дней эволюционировать до человекоподобных обезьян, уже взявших в руку палку. Наверное, этот сценарий снимали поклонники Дарвина - все развитие инопланетного биоценоза осуществлялось в соответствии с его научными выводами. Возможны такие процессы или нет - пусть об этом судят ученые. С точки зрения обыкновенного обывателя все смотрится слишком невероятно и не совсем понятно, что же такого странного, что амебы из одноклеточных вдруг стали десятиклеточными? Ну да, в природе на это ушло миллиарды лет, а здесь - пара часов под предметным стеклом в микроскопе. Действительно, это первая подобная версия, высказанная в кино (насколько мне известно). Идея очень даже оригинальная. Немедленная угроза - мгновенное заселение всей планеты с переделкой климата и состава атмосферы. Невероятно, но все может быть. Естественно, что есть кучка ученых (среди которых обязательно негр), пытающихся предотвратить неизбежное. В этом смысле нашим героям дали поиграть в ковбоев (например, охота на летающую ящерицу в торговом центре - чем не забава?). Кстати, о героях. Айра Кейн (Дэвид Духовны, он же Малдер:)) - бывший ученый из пентагона. Простите, но в роли Скалли он мне показался чего-то не того (наверное, пересмотрела "Секреток"). Его друг - геолог Гарри Блок (Орландо Джонс - он и есть тот самый негр), вместе с которыми они вместе преподают в колледже и вместе же они обнаруживают метеорит, который до этого "обнаружил" странноватый тип с резиновой блондинкой (Шон Уильям Скотт). Компанию разбавляет звезда "Ганнибала" вечно спотыкающаяся эпидемиолог из Центра по контролю за заболеваниями Джулиан Мур. Вместе они-то и засунули куда-то там этим инопланетянам целую цистерну шампуня от перхоти, в составе которого есть сульфид селена, который в фильме, по неграмотности переводчиков, все обзывали "селениумом" (мне, как химику, это просто по ушам резало). Впрочем, фильм рассчитан на тех, кто весьма далек от науки, поэтому Райтман позволил себе расслабиться по поводу научных тонкостей и нюансов. Изложили историю вроде бы непринужденно, хотя есть пара напряженных моментов, тяготивших своей монотонностью. И если бы не мощный задорный саундтрек, можно было бы сказать, что фильм никуда не годится. Но музыка спасла положение в комедии стереотипов, от которых, похоже, никто избавляться и не хотел.

Таэма Дрейден, 23 августа 2001 г.

__________________________