Изгой

Сразу хочу заметить, что “Изгой” никого не оставит равнодушным. Прекрасная игра Тома Хэнкса, интересные и захватывающие спецэффекты, а также драматическая линия являются нерушимым залогом успеха. Как мне кажется, создатели фильма умышленно выбрали для фильма такое название, так как фразовый глагол cast away имеет несколько значений в английском языке: выброшенный, отвергнутый и… выброшенный на берег после кораблекрушения или оставшийся без друзей и ресурсов. Я думаю, что все эти понятия объединились в этом фильме!

Том Хэнкс играет роль Чака Ноланда – служащего федеральной экспресс-почты FedEx. Чак фанат своего дела, для него задержка почты на 2 минуты – катастрофа, по его словам FedEx не должна опускаться до уровня простой почты. В начале фильма мы видим, как Чак руководит работами в России (и тут без нас не обошлось), показывает русским, как надо быстро работать, и даже умудряется произвести погрузочные работы прямо на Красной площади. Кстати, совершенно не понятно о каком временном отрезке идет речь, так как на блокираторах, которыми “арестовали” почтовую машину, стоят некие подобия штампов с изображением серпа и молота (интересно, когда это у нас в советские времена блокираторами пользовались, да еще и с серпом и молотом). Короче, без ляпа не обошлось.

В Америке у Чака невеста по имени Келли, с которой он видится в промежутках между командировками. Перед Рождеством они встречаются, обмениваются подарками: Келли дарит Чаку старинные карманные часы, внутри которых находится ее фотография, а Чак дарит Келли маленькую коробочку в праздничной упаковке, и просит ее не открывать его подарок пока она не вернется домой (тут мы, конечно, понимаем, что Чак сделал Келли предложение руки и сердца).

Вот только Чак Ноланд не представлял себе, чем закончится его очередной перелет. Самолет попадает в зону непогоды и терпит крушение.

За сцену крушения самолета, и как она преподносится зрителю, я бы отдельно вручила премию американской киноакадемии “Оскар”. Хочу заметить, что особенно в начале фильма его создатели играют на эффекте неожиданности, и самое интересное происходит, когда этого совсем не ждешь. Так во время сцены крушения самолета, я чуть инфаркт не получила. Поэтому рекомендую смотреть этот фильм в кинотеатре, эффект присутствия и хороший звук сделают свое дело.

И так Чак спасся и попал на маленький необитаемый остров посреди океана. Конечно, мы сразу думаем, что это современная интерпритация “Робинзона Крузо”, доля правды в этом есть, но есть и скрытый подтекст, на котором сделан акцент. Чак всего лишь жалкая частичка посреди бушующей стихии, он чужак здесь на этом островке дикой природы. Ноланд с трудом привыкает к своему положению, ему приходится столкнуться с лишениями, и открыть для себя первобытные условия жизни (хотя ему повезло больше, чем Робинзону Крузо: у него есть пара острых фигурных коньков, вместо камней в виде топора – остаток почты перевозимый на разбившемся самолете).

Выбраться с острова Чаку не позволяют шквальные волны прибоя, окружающие остров. После первой попытки уплыть с острова ему понадобилось 4 года, чтобы повторить головокружительный марш-бросок. Чаку удается спастись, его подбирает грузовой корабль.

Ноланд возвращается в свой мир, но узнает, что за 4 года многое изменилось, к примеру, его невеста вышла замуж и родила ребенка. Кажется, что вот он конец, в петлю и никаких мучений. Ан нет, не зря же Чак жарился на своем острове 4 года, пережил многое и вышел победителем. Ну и пусть он все эти годы любовался на фотографию Келли, ну и пусть он все время думал о своей возлюбленной, рисовал ее портреты в пещере и рвался душой и телом к ней. В минуту отчаяния на острове он хотел повеситься, но практичность Чака подвела его: решил он сделать репетицию своего самоубийства и опробовать веревку, а она не выдержала веса подопытной деревяшки, и оборвалась. Здесь то Чак и сделал свой выбор жить или нет: вариант головокружительного падения и медленной смерти на камнях с пробитой головой его совсем не прельщал.

Из всего пережитого за эти 4 года на острове Ноланд понял, что завтрашний день может много, что принести, это может быть хорошее или плохое, но надо жить, чтобы узнать, что там за поворотом!

А вообще смысл, как мне кажется, в том, что хорошо там, где нас нет, а коли, родился на свет, то борись!

Angy, 24 февраля 2001 г.

 

Повесть о настоящем
человеке

Не обращая внимание на различные переводы, меня долго смущало то, что кино про Нового Робинзона Крузо называется “Изгой”. Оставим в стороне точность перевода, потому что смысл все равно передан правильно, и обратимся к словарю Даля. Опуская определения вроде князей, которые не платят податей, остановим свое внимание на слове “изверженный”. По-современному, значит, отвергнутый. А значит, что перед нами история про Робинзона Крузо, да не совсем…

Фильм длится более 2х часов, и больше половины его отведена именно адаптации несчастного Чака Ноланда (Том Хэнкс) в новых условиях абсолютно необитаемого острова где-то посреди Тихого океана. Однако хочется поговорить именно о том, что было “до” и “после” изгнания где-то в морских далях. Оказывается, что и в жизни-то он был своего рода “изгоем” - чокнутым почтальоном, которые однажды, чтобы вовремя разнести посылки, отобрал у мальчика велосипед (ну, или одолжил). В начале фильма нам показывают человека, чья жизнь не мыслима без хронометра. Собственно, его страсть к точности и пунктуальности создатели фильма решили показать именно в России, о чем скажу отдельным словом несколько ниже. И вот это-то делает его в глазах работников почтовой компании своего рода тоже “изгоем”, потому что он не такой как все. Общество не принимает людей, которые чем-то, но выделяются. Кажется, именно это и хотели показать создатели фильма. Но вот именно, что только кажется, потому что в этом я не совсем уверена. О том, что случается с героем “после”, скажу всего немного: он остается все тем же “изгоем”, только в новой ипостаси: в том, что его девушка Келли (Хэлен Хант) как можно скорее выскочит замуж после гибели жениха, сомневаться долго не приходилось. Собственно, я удивляюсь, отчего почти все фильмы в этом случае одинаковые, хотя, возможно, прототип в данном случае – обыкновенная американская женщина, которая не отличается особой верностью и способностью сохранить свою любовь нетронутой, в общем, не мне разбираться в особенностях национальной американской психологии. Ну и да бог с ними.

На вопрос, стоит ли посмотреть этот фильм, отвечу весьма уверенно: стоит. Особенно тем, кто истосковался по Повестям о Настоящем Человеке (пусть это и звучит банально, но по крайней мере в этом фильме попытались заложить и духовную пищу). Версия достаточно интересная, чтобы не обойти ее вниманием. Казалось бы, что можно придумать из старой истории? Разве это может быть интересно? А почему бы и нет – ответили Земекис и Ко. Короче, получилось яркое и зрелищное, иногда даже очень трогательное кино. Кино, в котором маленький зеленый остров, судя по всему вулканического происхождения, кажется благоденственным только на первых порах до первых сумерек. В этом фильме воссоздана атмосфера ненависти к шуму прибоя, кокосовым пальмам, ярко-голубым волнам и южному небу над головой. Впрочем, еще бы не возненавидеть все это, когда ты сидишь на этом острове 4 года подряд без цивилизации и в полном одиночестве! Собственно, герой Хэнкса выжил именно потому, что в своем обществе он жил по своим собственным законам. Будь он другим, он вряд ли выжил. Замечу, что в этом фильме заложен еще один смысл: образование всегда и во всем помогает человеку. Например, не знай он математики, то вряд ли бы рассчитал нужное количество веревки при постройке достаточно прочного плота, или без знаний истории древнего мира ему так и не пришлось есть печеных крабов. В общем, примеров можно привести множество, но вы лучше посмотрите это интересное кино, в котором играют действительно талантливые актеры, особенно сам Том Хэнкс.

Возвращаясь к размышлениям о начале фильма, признаюсь честно: мне не понравилось, как они изобразили Россию. Показали родную Никольскую улицу с новыми витринами и необычными американскими подъездами (где они только нашли такой!), Красную площадь – национальную гордость. Вместе с тем – грязные грузовики, мужики в ушанках, суетящиеся бабы в платках, мальчик на побегушках. В общем, оскорбили национально-патриотические чувства, потому что русские в этом фильме нерасторопные растяпы. А потом я прошлась по московским улицам и поняла, что американцы, собственно, наврали только в одном: честно говоря, ни разу не слышала, чтобы грузчики напевали арии из “Евгения Онегина”, а так все оказалось похожим. Ну, почти. Собственно, этим “Евгением Онегиным” нашей стране даже комплимент своего рода сделали: вот эти самые мужики в ушанках, что на грязных грузовиках работают, еще и культурно просвещенные. Все же лучше, чем алкоголиков показывать.

А что касается окончания фильма… Лично мне нравится, когда остается конец с подтекстом. Это дает хороший повод для размышлений. Конечно, для тех, у кого проблема с шевелением мозгами, это очень не понравилось (что, собственно, уже отразилось в некоторой прозападной прессе). Собственно, а что герою еще остается, когда вернувшись домой он остается без женщины, любовь к которой и поддерживала его все это время на острове? Вот именно – размышлять, как обустраиваться дальше, стоя на перекрестке дорог где-то посреди Техаса. И я уверена, что такой человек не пропадет. Жаль только, что в реальной жизни таких людей очень мало.

Таэма Дрейден, 24 февраля 2001 г.

 

________________________________________________

 

Обсудить фильм на форуме.

Посмотреть другие рецензии на кино или аниме

Заглянуть на главную страницу

IMDb

____________________________________________________________

 

© Кинокритик.народ.ру, 2001-2009

 

Hosted by uCoz