Ю-571

Das ist phantastisch!

 "Весна 1942 года. Гитлеровские подводные лодки контролируют северную Атлантику..." С этой фразы начинается этот интересный и захватывающий фильм, отснятый режиссером Джонатаном Мостоу (Jonathan Mostow) по мотивам реальных событий, происходивших во время второй мировой войны. Ю-571 - название немецкой подводной лодки, одна из тех, что курировала воды на подступах к Англии. Ощущения в душе возникают самые неприятные, особенно если учитывать, что этот фильм я смотрела накануне 9 мая да и ненависть к фашистам у меня привита с детства. Но дело не в этом, дело в том, что нам показывают отчаянных немецких подводников, которые умирают, но не сдаются. А потом выясняется, что и не умирают. Непотопляемые, в общем...

А затем - совершенно другие кадры. У американских подводников - увольнительные. Какая-то свадьба на заднем плане, подвыпившие матросы, статные морские офицеры, белая форма ("а я люблю военных, красивых - здоровенных"... Помните? - в общем, что-то в этом роде). И тут мы видим старпома Энди Тайлера (Мэтью Макконехи/Matthew McConaughey), такого строго молчаливого и, как потом выясняется, обиженного. Ему не дали командовать подводной лодкой. А все потому, что капитан подводной лодки С-33 Майк Дэлгрин (Билл Пэкстон/Bill Paxton) зарубил его характеристику, тем самым как бы объявив его салагой. Мы еще не знаем, что по сути капитан оказался прав. Но потом по ходу действия фильма мы видим становление характера героя Тайлера, как он, сначала с трудом, потом все увереннее, обретает в себе навыки командира, как под чутким руководством старшины Шефа Клоу (Харви Кайтель/Harvey Keitel) он обретает уверенность в себе, в команде и в победе над фашизмом.

Во всех фильмах американцы усиленно популяризируют свою армию. И между прочим, правильно делают. Отличие этого фильма от всех остальных заключается в том, что здесь нет такой уж сильной "распальцовки" по поводу того, какие же они все-таки самые лучшие. Конечно, здесь присутствуют все элементы кинорекламы. Во-первых, это торжественная музыка (ну точно гимны!), так и хочется вскочить, приложить руку к сердцу или козырьку и, сдерживая скупые мужские слезы, вслушиваться в величественные звуки музыки, повествующей о том, как они уходили на войну ("аты-баты, шли солдаты, шли солдаты на войну"). Это сделано более чем качественно, и я вынуждена признать, что музыка как элемент популяризации, как элемент рекламы здесь на самом высоком уровне. И все это благодаря Ричарду Марвину, который эту музыку и написал. Во-вторых, сами герои. Все фрицы - белобрысые, с квадратными лицами, разговаривающие на гавкающем языке, противные и хитрые, как лисы. Их противники должны быть другими, они должны быть лучше. Что же мы видим? Красивые лица, благородные души, отчаянные сердца. Ну разве герои могут быть уродами?! Никогда. И это тоже элемент популяризации, но как дань истинному кино, потому что мы любим красивое кино, в котором бывают красивыми даже злодеи. Впрочем, возьмите любую героическую историю и мы всегда (в принципе) увидим одно и то же. Так что смотрим мы такие фильмы именно потому, что жаждем зрелищ, так что нечего тут говорить, что сюжет избит и повседневен. Дело не в избитости сюжета, потому что в таком случае стоит отменить все боевики, все приключения и половину фантастики. Да и многие мелодраматические истории могут оказаться за бортом. Все-таки, это история про Вторую Мировую войну, а это время, которое, к сожалению, многие сегодня уже и не помнят. Как я уже говорила, американцы любят популяризировать свою армию (фильмы про стеллсы, про АПЛ, про авианосцы и крейсеры, про новые виды оружия), но здесь речь идет об истории. В главных героях - дизельная подводная лодка. Примечательно, что из уст старшины Клоу прозвучала фраза: "А лодки строить фрицы умеют", потому что то, что они сделали на немецкой подлодке, на своей они бы не сделали и обязательно погибли бы. И это было действительно так, потому что во Вторую Мировую вооружение немцев было вполне на уровне, недаром им удалось развязать такую крупномасштабную военную операцию, в которой только что Антарктида не участвовала.

В фильме затрагивается история про шифр "Энигма", про который ходило множество легенд. Во время войны Черчиллю даже пришлось пожертвовать целым английским городом, чтобы не рассекретить, что союзникам Антанты удалось его расшифровать. А выглядит со стороны все это как банальная история маленькой пишущей машинки с тоненькой методичкой в качестве приложения. Машинка с методичкой, из-за которой погибло столько и "своих", и "чужих"...

Фильм мне очень понравился. Потому что в нем нет той обычной помпезности, какая обычно бывает в американских военных фильмах. Потому что это фильм про настоящих героев, которые боролись с фашистами. Потому что это фильм про Вторую Мировую войну, которая разделила ХХ век на две части: "до войны" и "после войны". Дамам этот фильм, может быть, и не понравится, потому что смотреть, как эти чудаки-герои в брюхе железного монстра пытаются не просто выжить, но при этом еще и отправить на тот свет своего противника, смотреть без эмоций невозможно. На мой взгляд это захватывающее и очень интересное кино. Для тех же, кто интересуется историей ХХ века особенно в период с 1939 по 1947 год, этот фильм покажется интересным. Я так думаю.

Таэма Дрейден, 6 мая 2001 г.

 

__________________________

Обсудить фильм на форуме

Посмотреть другие рецензии на кино или аниме

Заглянуть на главную страницу

IMDb

__________________________

© Кинокритик.народ.ру, 2001-2009

Hosted by uCoz